Счетчик посещений

Сегодня18
Вчера106
На этой неделе564
В этом месяце3033
Всего28629

Ваш IP : 174.129.76.87 Вы используете: Unknown - Unknown 29.11.2014 06:11

Кто в онлайне

Гостей : 2 гостей в онлайне Пользователей : Нет пользователей в онлайне
Модуль разработан CoalaWeb

Электронная запись в детский сад

ПРАВИЛА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна

Однако компьютеризация обра­зования и досуговой деятельно­сти детей имеет и ряд негативных мо­ментов, которые могут оказать небла­гоприятное влияние на здоровье. Работа, занятия или игра на компьютере сопряже­ны с воздействием на пользователя, будь он ребенок или взрослый, целого комплекса факторов. Первое, на что обра­тили внимание меди­ки, на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дис­плеем. Отечествен­ные и зарубежные исследования, ко­торые имеют уже довольно продол­жительную историю, показывают, что более 90% пользователей компьюте­ров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под ве­ками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других харак­терных недомоганий с недавнего вре­мени получил название «компьютерный зрительный синдром». Предель­но допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени за­висит от возраста пользователя, со­стояния его зрения, а также от интен­сивности работы с монитором и орга­низации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органи­ческих заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время есть все основания ут­верждать, что в результате такой ра­боты очень велик риск появления (или прогрессирования уже имею­щейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогична просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на до­статочно близком расстоянии со све­тящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепе­редач. Человеческое зрение абсолют­но не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции.

Экранное же изображение самосве­тящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных то­чек - пикселей. Утомление глаз, кро­ме того, вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Подтвержде­нием этому служат и данные о боль­шей утомительности занятий детей с использованием компьютеров по сравнению с традиционными.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и дети  дошкольного возраста, процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютера соот­ветствовало возрастным возможнос­тям всех категорий пользователей. Это в полной мере относится и к само­му компьютеру. В комплексе с рабо­чим местом он должен соответство­вать всем требованиям безопасности.

Сегодня российский рынок пред­лагает различные марки компьюте­ров из многих стран мира. К нам час­то обращаются с вопросом о том, ка­кие компьютеры и защитные фильтры лучше, безопаснее. Ответ на него мо­гут дать лишь результаты специаль­ных испытаний, т.к. компьютеры од­ной и той же марки, но произведен­ные или собранные в разных странах могут различаться по степени своей безопасности.

В соответствии с требованиями современного санитарного законода­тельства к эксплуатации допускаются только те компьютеры, которые име­ют санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат) об их соот­ветствии санитарным правилам. Компьютерная техника, кото­рая используется для занятий детей, должна иметь значения нормируе­мых показателей в оптимальном диа­пазоне.

Специальные многолетние ис­следования позволили определить оптимальную продолжительность не­прерывных занятий для детей разного возраста. Так, для детей 5 - б лет это время составляет 10 - 15 минут. Функ­циональные возможности дошколь­ников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных за­нятий у них появляются признаки зри­тельного и общего утомления. Прояв­ления утомления при работе на ком­пьютере имеют свои особенности: не­совпадение субъективной и объек­тивной оценок состояния организма и индивидуальный характер проявле­ния утомления. Важное значение мы  придаем внешним признакам утом­ления. У детей дошкольного возраста оно может проявляться в склонении головы набок, в опоре на спинку сту­ла, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разгово­рах, переключении внимания на дру­гие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут суще­ственно различаться. Утомительность занятий во многом зависит от их со­держания, навыков общения, увле­ченности ребенка, его самочувствия и др. Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Но наши наблюдения по­казали, что нередко дети, особенно дошкольники, не могут объективно оценить свое самочувствие. Так, на­пример, в ходе наших исследований только 20% детей отмечали утомле­ние после занятий с компьютером, в то время как объективно таких де­тей было гораздо больше. С осторож­ностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для до­школьников, имеющих невротичес­кие расстройства, судорожные реак­ции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти от­клонения в состоянии здоровья. По мнению офтальмологов, детям с начальной (до 2,0 диоптрий) близо­рукостью очки для занятий, как пра­вило, не нужны.

Общение с компьютером для ре­бенка весьма привлекательно. Тяга детей к этой «умной игрушке».

Длительное завороженное сиде­ние за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна,  ухудшению самочув­ствия, утомлению глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности заня­тий, но и от их характера. Как ни странно, но наиболее утомительны для детей аркадные или военизиро­ванные остросюжетные игры, полу­чившие название «стрелялки», «дого­нялки», «убивалки» и «бродилки». В мире сегодня существует мощная индустрия по производству компью­терных игр. Огромное количество фирм борются между собой за место под солнцем, создавая красивые и увлекательные, хитрые и замыслова­тые, агрессивные и кровожадные иг­рушки для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием отдают им свое вре­мя. Но психика их неустойчива, по­этому чрезмерное увлечение компью­терными играми может явиться при­чиной тяжелых последствий - разви­вается повышенная возбудимость, ребенок становится капризным, пере­стает интересоваться чем-либо, кро­ме компьютера.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобид­ное развлечение, позволяющее за­быть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повы­шенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимы желанием победить компьютер. Однако психо­логи предупреждают о «наркотизиру­ющем», затягивающем влиянии по­добных игр, о возможности агрессив­ного и безжалостного поведения ре­бенка под их воздействием. В Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми, врача­ми был выявлен новый вид заболева­ния - синдром видеоигровой эпилеп­сии. Это состояние проявляется голо­вными болями, длительными спазма­ми мускулатуры лица, нарушениями зрения. Синдром хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формиро­ванию у него таких типичных для эпи­лепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль­чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и сле­дить за их содержанием 

Очень важна правильная органи­зация рабочего места. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Следует заметить, что оптималь­ной является ориентация компьютер­но-игровых комплексов на северные румбы горизонта. Главное здесь - ис­ключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволя­ет решить проблему засветки и бликования экранов дисплея, а также пе­регрева помещения. Однако извест­но, что ориентация на север не снижа­ет необходимости светорегулирования, так как яркость облачного неба уступает яркости ясного.

Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, долж­ны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами типа жалюзи, за­навесей, внешних козырьков. Занаве­си лучше сделать из однотонной плот­ной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в два ра­за больше ширины окна. В качестве источников общего ис­кусственного освещения лучше ис­пользовать осветительные приборы, которые создают равномерную освещенность путем рассеянного или отра­женного света (свет падает на потолок, благодаря чему исключаются блики на экране монитора и клавиатуре).

Для освещения помещений сле­дует применять преимущественно люминесцентные лампы. Эти лам­пы раздражают меньше.

Необходимо позаботиться о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бли­ков и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптималь­ных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать пози­тивному изображению на экране: черные символы на белом фоне.

Удачным является расположе­ние рабочего места, когда у пользо­вателя компьютера есть возмож­ность переводить взгляд на дальние расстояния - это один из самых эф­фективных способов разгрузки зри­тельной системы во время работы. Следует избегать расположения ра­бочего места в углах комнаты или ли­цом к стене (расстояние от компьюте­ра до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну, поскольку свет из окна являет­ся нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере. Ес­ли компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весь­ма ограниченное пространство, советуем ус­тановить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, располо­женные за спиной.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьюте­ром должен заниматься один ребе­нок, так как для сидящего сбоку усло­вия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны со­ответствовать росту ребенка. Не сле­дует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещи­вать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна быть следую­щей: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклоне­на слегка вперед. Уровень глаз на 15 -20 см выше центра экрана. Необходи­мо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°. Верти­кально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диа­фрагму: Правильная поза обеспечи­вает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высо­кого стола и стула необходимо обяза­тельно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

В помещениях, где используются компьютеры, происходит формиро­вание специфических условий окру­жающей среды. Нерегулярное прове­тривание приводит к значительному ухудшению качества воздушной среды и параметров микроклимата. Значительная сухость воздуха яв­ляется существенным недостатком по­мещений, в которых размещены ком­пьютеры. При низких значениях влаж­ности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким эле­ктростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли, облада­ющие аллергизирующими свойства­ми. Кроме того, существует опасность загрязнения воздуха выделениями из полимерных, синтетических и лако­красочных материалов, которые ис­пользуются для внутренней отделки помещений. Нередко полы покрыты линолеумом или ворсанитом, стены покрашены масляной краской, мебель отделана полимерными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помеще­ний вредными химическими вещест­вами, особенно при повышенной тем­пературе воздуха и изменении его влажности, обусловленных работой компьютеров. От  продолжительной  работы  компьютера концентрация углекислого газа в  воздухе в два раза превышает предельно допу­стимую, а количество нетоксичной пы­ли увеличивается в 2-4 раза сверх до­пустимого уровня.

Другой, не менее серьезной про­блемой является обеспечение элект­ромагнитной безопасности занимаю­щихся на компьютере

Работающий компьютер со­здает вокруг себя поле с широким частотным спектром, который представлен:

  • электростатическим полем;
  • переменным низкочастотным электрическим полем;
  • переменным низкочастотным магнитным полем.

Потенциально возможными вредными факторами могут быть также:

  • рентгеновское и ультрафиоле­товое излучение электронно-лучевой трубки дисплея компьютера;
  • электромагнитное излучение радиочастотного диапазона;
  • электромагнитный фон (элект­ромагнитные поля, создаваемые по­ сторонними источниками на рабочем месте ребенка).

Рентгеновское и ультрафиолето­вое излучения экранов видеоди­сплейных терминалов можно назвать лишь потенциально существующими вредными факторами. Дело в том, что экраны современных дисплеев дела­ют из стекла, непрозрачного для рент­геновского излучения, возникающего в трубке, а ультрафиолетовое излуче­ние при испытании не обнаруживает­ся даже в самых старых моделях дис­плеев. Излучения радиочастотного диапазона от электронных узлов ком­пьютерной техники также ниже пре­дельно допустимых уровней, регла­ментируемых санитарными нормами. Электростатическое поле возни­кает за счет наличия электрического потенциала на экране дисплея. Наличие электро­статического поля в пространстве во­круг компьютера приводит к тому, что пыль из воздуха оседает на клавиату­ре и экране дисплея. Однако, как по­казывает опыт, на практике обеспе­чить нормальную электромагнитную обстановку удается далеко не всегда. При общей неверной планировке по­мещения, неоптимальной разводке питающей сети и устройстве контура заземления собственный электромаг­нитный фон помещения может ока­заться настолько сильным, что обес­печить на рабочем месте пользова­телей ПК требования Санитарных правил не представляется возмож­ным ни при каких ухищрениях в орга­низации самого рабочего места и ни при каких, даже суперсовременных и экологически безопасных компью­терах. Более того, сами компьютеры, помещенные в сильные электромагнитные поля, становятся неустойчи­выми в работе, появляется эффект дрожания изображения на экране мониторов, существенно ухудшаются их эргономические характеристики.

Специалисты советуют при­нять во внимание следующее:

1. Помещение, где эксплуатиру­ются компьютеры, должно быть уда­лено от посторонних источников эле­ктромагнитных излучений (электро­щитов, трансформаторов, кабелей электропитания с мощными электропотребителями, радиопередающих устройств и т.д.).

2. Если  на   окнах  помещения имеются   металлические   решетки, то они должны быть заземлены. Как показывает опыт, несоблюдение дан­ного правила может привести к рез­кому локальному повышению уровня полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера.

Изучение возможных последст­вий воздействия электромагнитных излучений на организм человека толь­ко началось, однако уже имеется до­вольно много убедительных доказа­тельств как отечественных, так и зару­бежных авторов об их опасности.

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки рука­ми, повороты, «рубка дров» и т.д.), иг­ры на свежем воздухе. Для снятия на­пряжения зрения рекомендуется зри­тельная гимнастика. Даже при неболь­шой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении она явля­ется эффективным мероприятием про­филактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периоди­ческое переключение зрения с ближ­него предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы гла­за, активизируются восстановитель­ные процессы аккомодационного ап­парата глаза, в результате чего функ­ция зрения нормализуется. Кроме то­го, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомода­ционной функции глаза.

Зрительная гимнастика прово­дится в середине занятия с компьюте­ром (после 5 минут работы для пяти­летних и после 7-8 минут для шести­летних детей), а также в заключитель­ной его части.

Длительность зрительной гимнас­тики как во время, так и после занятия составляет 1 минуту.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Упражнение со зрительными метками №1

В комнате  заранее подвешиваются высо­ко на стенах, углах, в центре стены яр­кие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картин­ки (4 - 6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сю­жет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещает­ся машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Ребенку предлагается проследить взором про­езд машины в гаражи или на ремонт­ную площадку. Бабочка может пере­летать с цветка на цветок.

Методика проведения упраж­нения:

  1. Упражнение проводится у рабо­чего места. Объяснить ребенку,   что  он должен делать: по команде взрослого, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеле­ный и т.д. Очень важно сделать ак­цент на то, чтобы ребенок не поворачива­л головы
  2. Взрослый предлагает пере­водить взор с одной метки на другую под счет 1 - 4
  3. Целесообразно   показывать ребенку, на каком предмете необходи­мо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор  по­следовательно   на   каждую   метку, а можно - в случайном порядке.
  4. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенад­цати фиксаций глаз.
  5. Продолжительность  упраж­нения - 1 минута.
  6. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок во время выполне­ния упражнения не поворачивал го­ловы.

Упражнение со зрительными метками и поворотами головы №2

Выполняется так же, как преды­дущее, но с поворотами головы.

Игровым объектом может слу­жить елочка, которую нужно наря­дить. Необходимые для этой цели иг­рушки и зверушки ребенок должен отыс­кивать по всей комнате.

Методика выполнения упраж­нения:

  1. Взрослый  просит ребенка подняться с рабочего места и стоять около стула, лицом к нему.
  2. Объясняется   задача:    «Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на сте­не), ее нужно нарядить».
  3. Взрослый  просит соблю­дать  следующие условия:  «Стоять необходимо прямо, не сдвигая с места ног, пово­рачивая одну лишь голову, отыщи в комнате игрушки, кото­рыми можно было бы нарядить елоч­ку, и назови их».
  4. Темп выполнения упражне­ния - произвольный.
  5. Продолжительность -1 минута.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача взрослого - воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости

Общение ребенка с игровыми программами будет результатив­ным, если родители уч­тут ряд рекомендаций:

  1. Жанр обучающей игры необ­ходимо выбирать в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним  нравятся  спокойные, неторопливые  игры, другим – активные, динамичные
  2. Приоритет должен быть от­дан играм с исследовательским со­держанием, т.е. тем, где ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему са­мостоятельно; внимательно на­блюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно, размышляет вслух); делает выводы из наблюде­ний; действует в соответствии с по­лученными выводами; в случае ошибки корректирует свои дейст­вия и пытается решить проблему другим путем
  3. У каждой игры свой ритм и продолжительность. Они должны быть сбалансированы. Если ритм иг­ры напряжен, то она не должна быть
    продолжительной
    .
  4. Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода - малыш должен покидать компьютер с осознанием успешно выполненного делаЕсли приходится это делать, воспользуйтесь сохранением текущей игры. Позже ребенок сможет ее про­должить.
  5. Обратите внимание на систем­ные    требования,    предъявляемые
    к
    процессору, оперативной памяти, видеокарте и пр. Если ваш компьютер им не соответствует, то игра не вызовет у ребенка ничего, кроме раздражения от неповоротливости ее персонажей.

Спорным является вопрос об ограничении времени работы на ком­пьютере. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуется находиться за монитором от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Специфика россий­ских условий обусловливает сущест­венные различия в комплектации ком­пьютерной техникой, поэтому единый стандарт в 15 - 20 минут пого­ловно для всех неприемлем. Возьмем
для
примера монитор старого типа, от­работавший свой срок и похожий на
бомбу
замедленного действия. Нахо­диться возле него небезопасно даже
пять
минут.

Так где же правомерность едино­го для всех стандарта на лимит време­ни? Скорее всего, более уместной бу­дет его дифференциация в зависимо­сти от типа монитора, клавиатуры, си­стемного блока, «мышки» и многого другого. Одним словом, при расчете времени, которое дошкольнику мож­но проводить перед экраном монито­ра, желательно учитывать все факто­ры, в том числе самочувствие малыша и его интерес к компьютеру

Освоение интерфейса обучающе-игровых программ является первым этапом формирования компьютерной грамотности ребенка. Именно с этого, в большинстве случаев, начинается знакомство дошкольника с миром компьютерных технологий

В отличие от взрослых, которые воспринимают компьютерные игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания.

Вверх